Печать

Душа

Смысл слова «душа»

Reinkarnacija1 Сначала определимся в терминологии. Какой смысл Веды вкладывают в слово «душа»?

У каждого из нас есть свое «я». «Я» или эго может быть 1) истинным (вечным, неизменным, духовным) или 2) ложным (временным, меняющимся, материальным). Истинное эго обозначается термином «душа». Другими словами, мое истинное, неизменное «я» и есть душа.

«Я – душа», а не «у меня есть душа»

Правильно ли думать: «Я – Вася Иванов, и у меня есть душа?» Если расшифровать эту фразу и перевести ее на язык философии, то мы получим: «Я – это материальное тело (которое имеет свое имя, фамилию и много других атрибутов), и у тела есть душа».

Согласно Ведам это грубая ошибка. Правильный образ мысли таков: «Я» и есть душа. Я – душа, и у меня есть материальное тело. Мы – не материальные тела, которые решили, что неплохо бы иметь душу или стать душой. Каждый из нас – уже душа, всегда ей был и всегда ей будет.

Неизначальное положение

Чтобы понять, каково изначальное положение наших «я», т.е. наших душ, вначале следует понять, что для моего «я» не является изначальным положением.

В настоящее время каждый из нас воплощен в своем материальном теле. Быть воплощенным в материи – это не наше изначальное положение. Войдя в контакт с материей, наше вечное «я» оказывается потерянным. Потерянным в буквальном смысле – его очень трудно найти. Давайте попробуем найти свое «я» в груде материи: грубой или тонкой.

В поисках своего «я»

Прежде чем искать, примем к сведению, что по мнению современных биологов, в зависимости от интенсивности обмена веществ, каждые 7 - 11 лет клеточный состав тела меняется полностью. Это значит, что каждые 7 - 11 лет я получаю незаметно для себя полностью новое тело. Поэтому мы переселяемся из тела в тело уже в этой жизни. Бхагавад-гита (2.13) утверждает:

«Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу».

Начать поиски нашего «я» можно со следующего эксперимента. Возьмите свой семейный фотоальбом, откройте и внимательно просмотрите свои фотографии разных лет: детский сад, школа, в 1-ый класс, выпускной, институт, армия и т.п., у кого что. Наверняка мы могли это делать и раньше. Но на этот раз, глядя на эти фотографии, зададимся таким вопросом: "Это был я или не я?"

Показывая другим людям свои фото в младенчестве или в детском саду, мы, как правило, восклицаем: "А вот это я.», хотя наше нынешнее тело ничего общего не имеет с тем, что там изображено. Выглядят они по-разному, размеры разные, ведут себя по-разному, но мы говорим: «Это я… Это было со мной …».

Мы были в детском теле. Осталось ли хоть что-нибудь от него сейчас? Хотя бы одна клетка осталась? — Нет, оно полностью изменилось.

Мы были в теле подростка, когда ходили в школу. Осталось ли хотя бы что-то от него сейчас? — Нет, оно полностью разрушено.

Все эти тела были, но исчезли. Сейчас я нахожусь в каком-то теле, и оно также со временем исчезнет, но я останусь. Поэтому среди грубых элементов этого тела моего "я" нет.

Другой способ понять, что тело меняется, а личность остается неизменной, состоит в том, чтобы посмотреть на свой паспорт. Что такое паспорт? "Удостоверение личности». Внешний облик меняется, поэтому в паспорте вклеиваются новые фотографии, но личность – одна и та же. В паспорте могут быть разные отметки. Например, "в армии отслужил в таком-то году».

— Это ты служил, или какая-то другая личность?

— Что за вопрос? Конечно, я. Я помню, мне было тогда 20 лет.

А сейчас 45 – совсем другая фотография, совсем другое лицо, другое тело. А личность та же.

Я – не рука, я – не нога, я – не кишки. Все это можно удалить или заменить, но мое «я» останется. Я буду все той же личностью, даже если мне пересадят сердце. После операции по трансплантации сердца человек приходит в сознание и остается той же самой личностью.

«А как насчет мозга?»

На это можно возразить: «Мое "я" – это не что иное, как мозг. Если голову отнять, то человек, как личность, просто перестает существовать»..

— Да, если отрубить голову или разрушить мозг, тело умирает. Но душа, личность, при этом не перестает существовать. Из-за того, что тело стало полностью непригодным, душа перестает существовать в этом теле. Она уходит из разрушенного тела в другое.

Может ли мозг быть нашим «я»? Наша личность остается неизменной в течение всей жизни, но клетки мозга при этом несколько раз полностью меняюся, так же как и любые другие клетки.

Если взять и посмотреть на мозг человека, то мы увидим совершенно имперсональную массу нервных тканей. Однако этот невероятно сложно устроенный конгломерат нервных клеток вовсе не напоминает личность. Это напоминает деталь машины. Например, Центральный Процессор в компьютере.

Важно ясно понять разницу между живой личностью и мертвой машиной. Шрила Прабхупада объясняет эту разницу следующим образом:

«… не мозг заставляет тело действовать, а духовная душа. Разве компьютер работает сам по себе? Нет, его приводит в действие человек. Он нажимает кнопку и только тогда что-то происходит. Без этого машина ничего не стоит. Машина может стоять тысячи лет, но она не заработает, пока не подойдет человек и не нажмет кнопку. Но кто действует – машина или же человек? Человеческий мозг – тоже машина, и он действует под управлением Параматмы, экспансии Бога, находящейся в сердце каждого живого существа».

Что такое мозг? — Это важная часть машины тела. Но как любая деталь машины - она не является личностью или душой. Не компьютер принимает решение, а живая личность – пользователь или оператор. Подобно этому решение принимает не мозг, а нематериальная душа, личность, обладающая свободой воли.

Веды утверждают, что сознание может существовать вне тела. Это значит, что сознание и мозг – это совершенно разные вещи. Многие ученые приходят к такому же выводу экспериментально, например, изучая свидетельства тех, кто возвращался к жизни после клинической смерти.

Д-р Майкл Сабом, кардиолог клиники при Университете Эмори, провел научный анализ таких свидетельств. Он записал и изучил показания тридцати двух пациентов, которые рассказывали о выходе из своего тела в момент остановки сердца. Когда сердце останавливается, кровь перестает поступать в головной мозг, и пациент, как принято считать, полностью теряет сознание. Однако двадцать шесть из тридцати двух опрошенных смогли довольно точно воспроизвести картину своей смерти и последующего возвращения к жизни. А остальные шесть удивительно подробно описали примененные к ним специальные приемы реанимации, и эти описания полностью соответствовали медицинским протоколам, хранящимся в клинике под грифом "Для служебного пользования".

Самого доктора Сабома полученные результаты убедили в реальности выхода из тела, и он опубликовал их в книге "Воспоминания о смерти. Медицинское исследование», вышедшей в 1982г. Сабом пришел к выводу, что сознание есть нечто отличное от мозга и что на грани смерти сознание и мозг отделяются друг от друга и некоторое время существуют раздельно. Сабом пишет: "Может быть, сознание, способное отделяться от мозга, и есть, в конце концов, та самая душа, которая, как учат некоторые религии, не умирает, а продолжает жить после окончательной смерти тела? Мне представляется, что это самый важный вопрос, вытекающий из описаний опыта клинической смерти».

Подведем предварительный итог. Мы рассматривали вопрос: «Где мое "я" в этом нынешнем теле? Какая зримая часть в этом теле – "я"?» Вывод таков, что никакая. Последняя надежда материалистов – мозг – оказалась ложной. Таким образом, мы можем прийти к заключению: "я" - не грубое тело.

Но ведь я знаю, что "я" есть. Кто же "я"? Может быть, мои тонкие эмоции, чувства, желания, мысли – это и есть "я»?

Отличие вечного «я» от тонкого тела

Чтобы понять, что я не тонкое тело, нужно вспомнить, когда я принимаю решения. Момент принятия решения всегда происходит в настоящем. На решения, которые я принимаю сейчас, влияет мой прошлый опыт. И я надеюсь, что эти решения направлены на то, чтобы мне стало лучше в будущем. Но моя сокровенная личность, мое "я", принимающее решения, существует в постоянном настоящем, беспрестанно покачиваясь на волнах времени, которые, журча, струятся сквозь мой ум. Мои воспоминания прошлого и мои надежды и страхи, связанные с тем, что грядет в будущем, колыхаются на этих волнах, как искорки света на поверхности озера.

Некоторые философы утверждают, что "я", плывущее в настоящем, – это просто то, о чем мне случилось сейчас подумать, неважно о чем: о прошлом, настоящем или будущем. Они говорят: "Я мыслю, значит, я существую. Поэтому мысли в моей голове и составляют мою суть».

Но если я – это то, что я думаю, то кто тот, кто решает, о чем мне думать? Кто решает, что мне думать?

Например, сейчас, говоря об этом, я думаю о том, что скоро мне нужно будет поехать в Москву. Если эта мысль о будущей поездке и составляет все, что я есть прямо сейчас, значит ли это, что эта мысль и решила, что нужно думать эту мысль? Но теперь я меняю направление моей мысли и начинаю думать о своей недавней поездке в Индию. И что, неужели эта мысль о прошлой поездке и заставила меня думать о ней? — Нет. Я решаю о чем мне думать, и мое «я» отличается от этих мыслей.

Некоторые философы утверждают, что чувственные данные, которые я воспринимаю сейчас, и есть то, что управляет моим мышлением. Другими словами, череда восприятий (все, что каждый следующий момент я слышу, чувствую, вижу, пробую на вкус и запах - это и есть я) выбирает, чтобы я обратил свое внимание на ту или эту идею.

Но опять же: прямо сейчас я смотрю на экран компьютера, находящегося передо мной. А теперь, в следующий момент я поворачиваю свою голову влево и смотрю на книжные полки. Значит ли это, что книги, стоящие на полках, приняли решение войти в мое сознание и управлять им? — Очевидно, что нет.

Я решил смотреть сначала на экран компьютера, а затем перевести взгляд на стеллаж с книгами. Это решение принял я, а не компьютер и не книги. Я решил подумать о прошлой и будущей поездках, а не эти мысли решили, чтобы мне думать их. Я принял решение посмотреть сначала туда, потом сюда, и подумать сначала о том, затем об этом, чтобы показать, прежде всего, себе самому (а затем и читателям), что я – отличен от этих мыслей и чувственного восприятия у меня в уме.

Личность, принимающая решения, т.е. «я» или душа, полностью отличается от мыслей и образов, которые она выбирает. И поскольку душа всегда отлична от мыслей и образов, которые с течением времени то появляются в ее сознании, то исчезают, она – вне времени.

Это вневременное, непосредственное присутствие моей собственной личности невозможно проверить с помощью материальных чувств или установить с помощью логических заключений. Все, чтобы я ни воспринимал или думал, приходит и уходит. Но мое присутствие просто есть. Сознание - значит "я – есть". Я существую всегда. Душа вечна. Однако из-за того, что все воспринимаемое мной происходит в контексте времени, я отождествляю себя с этими временными ситуациями. Чтобы вернуться в свое изначальное положение, нужно:

1) постичь науку о душе, описанную в Ведах;

2) научиться жить, как вечная душа, отбросив ложное представление о себе как о материальном теле.