Печать

Гуны природы

guniВ материальном мире мы можем наблюдать три основные процесса, которые происходят повсюду, начиная с микроскопического уровня, и кончая вселенским. Это:

- Сотворение, начало

- Поддержание, сохранение, середина

- Уничтожение, конец

Веды учат, что за внешними, видимыми процессами сотворения, подержания и уничтожения стоят скрытые, тонкие силы, которые пронизывают собой все в материальном мире. Эти силы называются гунами. Слово «гуна» переводится как качество, модус, режим а также верёвка. На санскрите три гуны называются так:

саттва-гуна (качество благости или добродетели)

раджо-гуна (качество страсти)

тамо-гуна (качество невежества)

Для того, чтобы иметь ясное понимание того, что происходит в материальном мире, нужно научиться распознавать влияние этих гун.

Материальная природа едина, но она может действовать в трех режимах работы. Когда что-либо появляется на свет, мы говорим, что природа действует в режиме страсти, раждо-гуне. Когда что-либо продолжает существовать, природа действует в режиме добродетели, саттва-гуне. И когда что-либо разрушается, природа действует в режиме невежества, тамо-гуне.

Именно гуны определяют психологический тип личности человека. Сквозь призму трех гун мы можем научиться видеть три режима работы ума и разума человека. Гуна благости проявляется в состоянии, когда человек отрешен, бесстрастен и заинтересован в знании ради него самого. Гуна страсти обнаруживает себя в страстных желаниях и стремлениях, которые побуждают человека прилагать напряженные усилия для того, чтобы добиться желанного объекта. Гуна невежества проявляется в апатии, безразличии, забывчивости, рассеянности и заблуждения.

Другими словами, когда сознание обусловлено саттва-гуной, оно будет восприимчиво и внимательно (по отношению к любому, или почти к любому вопросу, на котором оно сосредоточено) и, в то же время, отрешенным и не преследующим выгоды. Сознание, обусловленное раджо-гуной возбуждено, узко направлено и сосредоточено на объекте желания. Сознание, обусловленное тамо-гуной легко отвлечь, оно неспособно познавать, невнимательно, хронически склонно к ложному пониманию или восприятию.

Исходя из такого описания мира, который предлагают Веды, каждый из нас может распознать эти три психологические состояния, опираясь на свой собственный опыт. Вероятно, в своей жизни мы уже провели какое-то время в каждом из этих трех режимах.

Все три гуны присутствуют в каждом человеке, и, как говорится в Бхагавад-гите (14.10) среди этих трех гун всегда происходит «соревнование за первенство». Тем не менее, у каждого человека существует определенная гуна, которая склонна доминировать над ним. Действуя в своем особом стиле, она приводит этого человека к характерному результату. Таким образом, Бхагавад-Гита говорит, что гуна благости приводит человека к счастью или удовлетворению. Результатом этой гуны является знание. Гуна страсти обуславливает человека на деятельность с корыстными мотивами, и приносит страдание (потому что страстным желаниям нет конца; умножаясь и побуждая нас к деятельности, они никогда не приносят удовлетворения). Гуна невежества обрекает человека на глупость; результатом этой гуны является систематическое заблуждение или безумие.

Шрила Прабхупада охарактеризовал три «чистых типа» этих гун следующим образом: «Один – счастлив, другой – очень активен, третий – беспомощен». (Бхагавад-Гита, 14.6, комментарий).

Всё многообразие в материальном мире вызвано влиянием гун. Эти три первоначальные качества можно сравнить с тремя основными цветами. Также, как смешивая три цвета – красный, синий и жёлтый, мы получаем бесконечную палитру цветов, так и взаимодействие трёх гун является источником бесконечного многообразия этого мира.

Знание о трех гунах природы составляет важную часть Ведической парадигмы и является основой для научного понимания материального мира. Мы можем проверить эффективность этого взгляда на мир, так же как мы обычно проверяем любые другие новые парадигмы.

Каждый мыслящий человек, изучая мир, встречается с различными организованными структурами мысли, – будь то культурные, философские, религиозные, научные или идеологические. Любая такая структура представляет собой систему абстрактных категорий, с помощью которых мы можем оценивать и понимать мир.

Знакомясь с новой системой взглядов, мы иногда обнаруживаем, что эта система помогает высветить те сферы нашего опыта, которые ранее были для нас непонятными или числились в списке неактуальных. Затем, если, практически применяя эту систему в нашей жизни, мы обнаруживаем, что с ее помощью мы способны по-иному строить свои взаимоотношения с этим миром, и что такой подход, похоже, приносит стабильные результаты, то мы оцениваем эту систему высшим баллом, называя ее истиной.

Взляд на мир сквозь призму гун природы очень поможет тем, кто ставит своей целью достижение освобождения, трансцендентности. И трансцендентность означает совершенно определенную вещь. Это значит стать трансцендентным по отношению к гунам, т.е. возвысить свое сознание над гунами материальной природы. Шрила Прабхупада говорил, что это возможно для каждого:

Если человек захочет, он может выработать в себе качества, характеризующие гуну благости, и победить страсть и невежество. <…> Несмотря на могущество трех материальных гун, тот, кто исполнен решимости, может подняться на уровень гуны благости, а затем достичь чистой благости, состояние бытия, которое называют васудева и в котором живое существо становится способным постичь науку о Боге. (Бхагавад-Гита, 14.10, комментарий)

Наиболее легким и действеным способом прогресса в век Кали является метод бхакти-йоги или метод сознания Кришны. Тот, кто практикует этот метод имеет ясные критерии того, правильно он развивается в духовной жизни или нет. Начальным результатом правильного развития культуры сознания Кришны должно быть исчезновение у практикующего признаков невежества и страсти. Похоть, жадность, гнев и пр. должны уйти из сердца. Таким образом человек утверждается в гуне благости. Поднять сознание в гуну благости совершенно необходимо для того, что начать понимать и ощущать духовную реальность. Таким ообазом, хотя гуна благости и представляет собой материальный уровень, тем не менее она является пусковой установкой, с помощью которой человек может отправиться в последнее путешествие к трансцендентности, где нет ни творения, ни разрушения, но есть лишь вечное существование, или, другими словами, чистая, беспримесная саттва.

Так, теория о гунах природы, предоставляет духовным путешественникам маршрутную карту этого материального мира, карту, на которой ясно прочерчен путь к высшей цели.

Принципиальное описание:

Gunas2- Саттва-гуна – поддержание, стремление к познанию, умиротворению и миру, полезность, эффективность, духовность, просветление, духовный рост.

- Раджо-гуна – сотворение, слава, гордость, само-возвеличивание, динамика, любое материальное начинание, сражение и борьба, секс, желание обрести плоды деятельности.

- Тамо-гуна – разрушение, деградация, лень, сон, безумие, апатия, депрессия, бездействие, ошибочное восприятие окружающей действительности, неведение, страдание и горе

Материальный мир начинается и заканчивается на трёх гунах природы. Следовательно, всё, что находится в этом мире, также пронизывается гунами. Жизнь человека, а именно все сферы его жизни определяются разным влиянием гун природы. Ниже вашему вниманию предлагаются сравнительные таблицы, в которых описано это влияние.

Сфера

влияния

САТТВА

(благость)

РАДЖАС

(страсть)

ТАМАС

(невежество)

Общие признаки

Чище остальных, просветляет, освобождает от последствий грехов

вызывает неограниченные желания и вожделение,

вызывает заблуждение всех живых существ,

самоконтроль

похоть

гнев

бесстрашие, отрешенность, радость, знание

искаженное понимание из-за чрезмерной активности чувств, познающие чувства неспособны оторваться от мирских объектов, нездоровое состояние рабочих органов тела, временное заблуждение, замешательство

неспособность концентрировать свое сознание, разрушение ума и проявление им невежества и депрессии

Обусловленность

счастьем и знанием

материальной деятельностью ради выгоды

безумием, ленностью и сном

При возрастании

все врата тела освещаются знанием

развиваются признаки сильной привязанности, кармической деятельности, неодолимых стремлений и желаний

мрак, бездеятельность, безумие, иллюзия

Следующая жизнь,

Общая тенденция и направленность

чистые высшие планеты великих мудрецов

рождение среди занятых карми-ческой деятельностью

рождение в царстве животных

поднимаются на высшие планеты

живут на земных планетах

опускаются в адские миры

поднимаются на все более и более высокое положение, на небесные планеты

переселяются в человеческих телах в мире людей

попадают все в более и более низкие рождения, отправляются в ад

Результаты деятельности в гунах

результаты благочестивой деятельности чисты

ведет к страданиям

ведет к глупости

Развивает

знание

жадность

глупость, безумие, иллюзию

Поклонение

поклонение полубогам

поклонение демонам

поклонение призракам, духам

Виды веры

вера, направляющая человека к духовной жизни

вера, берущая начало в кармической, т.е. корыстной деятельности

вера, оправдывающая безбожную деятельность

Пища

увеличивает продолжительность жизни, очищает существование, дает силу, здоровье, счастье, удовлетворение; сочная, маслянистая, здоровая, приятная сердцу

слишком горькая, слишком кислая, соленая, пряная, острая, сухая, слишком горячая; вызывает страдания, несчастья и болезни

приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, разложившаяся, испорченная, состоящая из остатков и непригодных продуктов

питательная, чистая и приобретенная без трудности

дает страстное наслаждение чувствам

нечистая и доставляет страдание

Жертвоприношение

совершаются в соответсвии с наставлениями писаний, как долг, теми, кто не желает награды

ради какой-то материальной выгоды или из гордости

без соблюдения предписаний шастр, без раздачи освященной пищи, без молитв, без вознаграждения священников, без веры

Аскеза

аскетизм тела, ума и речи, совершаемый с духовной верой людми, неожидающими материальной выгоды, но занятыми этим только ради Всевышнего

совершаемая из гордости и ради завоевания уважения, чести и поклонения, не может быть ни твердым, ни постоянным

совершаемая из глупости, которой сопутствуют самоистязание или причинение вреда и гибели другим

Благотворительность

совершаемая из чувства долга, без желания получить что-то взамен, в надлежащее время и в надлежащем месте и по отношению к достойной личности

в расчете на какое-то возмещение, или из желания что-либо за это получить, также совершаемая неохотно

в нечистом месте, в неподходящее время, недостойной личности или без должного внимания

Отречение

исполняет предписанные обязанности из чувства долга, отрекаясь от материальных привязанностей к плодам деятельности

отказывается от предписанных обязанностей как от обременительных или из страха перед физическими неудобствами

отказывается от предписанных обязанностей из-за иллюзии

Знание

абсолютное знание

основанное на двойственности

глупое и материалистическое

видит одну неделимую духовную природу во всех живых существах, хотя они и разделены на бесчисленные формы

вид живого существа определяется телом

порождающее привязанность к одному виду деятельности, как единственно важному, очень скудное и не отражающее истину

Поступки или деятельность

посвященная Верховному Господу, без желания наслаждаться плодами

желание наслаждаться плодами

из насилия и зависти

деятельность регулируемая и исполняемая без привязанности или ненависти и без желания получить плоды

с большими усилиями, ради удовлетворения желаний, происте-кающая из чувства ложного эго

совершаемая в иллюзии, в пренебрежении наставлениями писаний, без заботы о влекомых за нею рабстве, насилии или причиняемых другим страданиях

Действующий

свободен от привязанности

ослеплен личными желаниями

полностью забывший, чем хорошее отличать от дурного

исполняет свой долг, свободный от влияния гун природы и ложного эго, с большой решимостью и энтузиазмом, одинаково стойкий в успехе или поражении

привязан к своей работе и ее плодам, желает наслаждаться этими плодами, жаден, всегда завистлив, нечист и движим радостью и печалью

занят деятельностью, противо речащей наставлениям шастр, материалистичный, упрямый, лживый и изощренный в оскорблении других, ленивый, мрачный и медлительный

Понимание (или разум)

знает, чего делать следует, а чего не следует, чего надо бояться и чего не надо, что связывает и что освобождает

не видит различия между религиозностью и безверием, между действиями, которые следует совершать, и которые совершать не следует

принимает безверие за веру, а веру за безверие, находящееся под покровом иллюзии и тьмы, всегда устремленное в ложном направлении

Решимость

непоколебимая, неотступно поддерживаемая практикой йоги, контролирует деятельность ума, жизни и чувств

устремляется к плодам религии, экономического развития и чувственного наслаждения

не помогает преодолеть сон, страх, печаль, угрюмость и заблуждения

Счастье

в начале подобно яду, а в конце подобно нектару; пробуждает человека к самоосознанию

возникает от соприкосновения чувств с их материалными объектами; в начале подобно нектару, а в конце – яду

слепо к самореализации, призрачно с начала до конца, проистекает из сонливости, ленности и иллюзии

исходит из души

основано на удовлетворении чувств

основано на заблуждении и деградации

 

Смысл человеческой жизни в самоосознании. Ступени самоосознания человек достигает за пределами гун материальной природы. Однако прежде чем возвысится над гунами природы, необходимо для начала освободится от влияния гуны невежества, затем страсти, и, в конце концов, выйти за пределы гуны благости.

Вот что говорит Шри Кришна в Бхагавад Гите о могуществе знания о трёх гунах материальной природы:

«Я возвещу тебе эту высшую мудрость, лучшую из всего знания, познав которую мудрецы достигали наивысшего совершенства. Утвердившись в этом знании, человек может достичь духовной природы, подобной Моей собственной (Кришны), и тогда он уже не рождается во время творения, и уничтожение не затрагивает его» (БГ, 14.1-2)