Печать

Шри Панча-Таттва

Панча-таттва — санскритский термин, в котором панча означает «пять» и таттва — «истина» или «бытие». В гаудия-вайшнавской традиции, используется для обозначения пяти ипостасей Бога, воплотившихся на земле в конце XV века. Это был основоположник гаудия-вайшнавизма Чайтанья Махапрабху вместе со своими четырьмя ближайшими спутниками:

1. Шри Чайтанья Махапрабху — совместное воплощение Радхи и Кришны в одном лице

2. Нитьянанда — воплощение Баларамы

3. Адвайта Ачарья — совместное воплощение Вишну и Шивы (Харихара)

4. Гададхар Пандит — воплощение внутренней энергии Кришны «хладини-шакти»

5. Шриваса Тхакур — воплощение Нарады, чистого преданного Кришны

Их основной целью было распространение практики воспевания мантры «Харе Кришна» и бхакти-йоги («любовного преданного служения») Радхе и Кришне.

Печать

Шривас Тхакур

shrivas-thakurШриваса Тхакур — вайшнавский святой, в гаудия-вайшнавизме почитается как одна из ипостасей Панча-таттвы: Чайтанья, Нитьянанда, Адвайта, Гададхара и Шриваса. В Панча-таттве он олицетворяет пограничную энергию Бога — живое существо. Бхакты во главе со Шривасом описаны как части тела Чайтаньи (его глаза, уши, руки, диск…). Все они принимали участие в его играх. С их помощью Гауранга распространил движение санкиртаны. Изначально Шриваса — это «межгалактический проповедник» и великий вайшнава Нарада.

Он жил в Навадвипе ещё до прихода Чайтаньи в 1486 году. Вместе со своими братьями Рамой, Нидхи и Пати Шриваса повторял имена Кришны, поклоняясь Господу и трижды в день совершая омовение в Ганге. Вместе с Адвайта Ачарьей Шриваса начал изучать «Шримад-Бхагаватам» и молиться о нисхождении Всевышнего Господа. Они взывали к Богу потому, что лишь аватара Кришны могла бы заронить зёрна бхакти в сердца отъявленных атеистов, гордых собою логиков и учёных философов, которые населяли в то время Навадвипу. В ответ на их молитвы, Кришна явился как Чайтанья, и сердца всех вайшнавов наполнились радостью и привязанностью к нему. Малини, жена Шривасы и близкая подруга Шачидеви, нянчила маленького Чайтанью, известного в детстве под именем Нимай. Чайтанья любил Малини и Шривасу столь же сильно, как и своих родителей.

Печать

Гададхар Пандит

gadadharaГададхар Пандит — один из ближайших спутников Чайтаньи Махапрабху. В гаудия-вайшнавской традиции почитается как воплощение Радхи в Гаура-лиле. Гададхара Пандит входит в Панча-таттву, состоящую из Чайтаньи Махапрабху и четырёх его самых близких спутников. В Панча-таттве Гададхара Пандит является воплощением внутренней энергии наслаждения Бога. Гададхара Пандит провёл большую часть жизни в Джаганнатха-Пури, поклоняясь божеству Тота-Гопинатхи, которому там поклоняются и по сей день. Гададхара Пандит был учеником Пундарики Видьянидхи, приняв от него духовное посвящение по указанию Чайтаньи.

В комментариях к «Чайтанья-чаритамрите» Бхактиведанты Свами Прабхупады (Ади-лила, 10.15) утверждается, что Гададхара Пандит, «четвёртая ветвь древа Чайтаньи», является воплощением Радхи и Лалита-сакхи.

«В Гаура-лиле правит Гададхара Пандит — Ему принадлежит всё. Тем не менее, Он вынужден признать, что у Него нет ничего — всё забрал Гауранга! Он всецело посвятил Себя Гауранге. Поэтому Кавираджа Госвами говорит: техо лакшми-рупа, тара сама кеха наи — «Он представляет главную силу Гауранги, и никто не может сравниться с Ним». Таково заключение Шрилы Кавираджа Госвами о Шри Гададхаре. Он — гаура-према-майя, воплощение любви Шри Гауры.