Печать

Варнашрама-дхарма

VarnashramВарнашрама-дхарма существовала с незапамятных времен. Ее создатель, Бхагаван Кришна, говорит в Бхагавад-гите [4.13]: чатур-варнйам майа сриштам гуна-карма-вибхагашах: "В соответствии с тремя гунами материальной природы и деятельностью, связанной с ними, Мною созданы четыре класса человеческого общества". Другими словами, система варнашрама существует со времени возникновения цивилизации. Вишну Пурана [3.8.9] поясняет далее: варнашрамачаравата пурушена парах пуман/ вишнур арадхйате пантха нанйат тат-тоша-каранам: "Верховная Личность Бога, Господь Вишну, должен почитаться надлежащим исполнением предписанных обязанностей в системе варн и ашрамов. Нет другого пути, чтобы удовлетворить Всевышнего Господа. Человек должен находиться в системе четырех варн и четырех ашрамов". Согласно Ведам, человеческое общество делится на четыре варны (класса) и четыре ашрама (уклада жизни). Четыре варны представляют:

1) брахманы - учителя и духовные наставники,

2) кшатрийи - воины и администраторы,

3) ваишйи - фермеры и торговцы,

4) шудры - рабочие и ремесленники.

Деление на варны основано на роде занятий и качествах человека, а не на его происхождении. Эти варны представляют собой естественные категории людей, которые можно обнаружить в любой человеческой цивилизации. В любом из существующих типов обществ есть интеллектуалы, военные и политики, фермеры и торговцы, а также рабочие. Фактически, общество обретает благополучие только тогда, когда люди, принадлежащие к этим естественным классам общества, сотрудничают друг с другом во имя духовной самореализации.

Четыре ашрама, или духовных ступени жизни, следующие:

1) брахмачарйа - жизнь ученика, соблюдающего обед целомудрия,

2) грихастха - жизнь семейного человека,

3) ванапрастха - жизнь в удалении от мирских дел,

4) саннйаса - жизнь в отречении.

Общественная система, в которой такое деление отсутствует, не может нормально функционировать. Эта упорядоченная структура человеческого общества является естественной формой организации цивилизованного общества. Институт варнашрамы создан для того, чтобы упорядочить общественные отношения, создать людям условия для духовного самоосознания и дать им возможность познать Абсолютную Истину.

Арийи видели в системе варнашрама совершенный материальный инструмент, который способен возвысить человека до духовного уровня. Если каждый будет угоден Богу, выполняя свое служение, то в обществе будут царить мир и благополучие, а человек сможет в конце концов достичь мокши (освобождения). Варнашрама-дхарма, существующая в Индии в наше время, приняла искаженные формы.

Многие объявляют себя брахманами и кшатрийами только по рождению, не обладая на деле соответствующими качествами. В Бхагавад-гите [4.13] Кришна специально подчеркивает, что Он создал эту систему согласно гунам и карме, а не согласно происхождению. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что в наш век Кали общество варнашрамы в чистом виде более не существует.

Согласно ведической литературе, в прошлом варнашрама-дхарма была не просто умозрительной концепцией. Это была система общественного устройства, которая существовала во всем мире. Важнейшим ее звеном был могущественный, благочестивый царь, который руководствовался советами брахманов. Ведическая история помнит таких царей, как Притху, Прахлада, Дхрува, Рамачандра, Йудхиштхира и Парикшит, которые идеально управляли государством в течение тысячелетий. Но как и предсказывалось в шастрах, чистая система варнашрама-дхармы, описанная в Ведах, разложилась под влиянием века Кали.